Пригороды Петербурга

Вт

03

мар

2015

История одного знакомства с ледоколом "Ермак"

Как и обещали, мы будем отображать в рубрике «Петербуржцы рассказывают…» интересные встречи, произошедшие на наших экскурсиях.

   Как-то в январе 2015 года мы поехали на экскурсию в город Кронштадт с нашим экскурсоводом Е.К. Хохловой. И вот, когда гид начала свой рассказ о замечательном русском адмирале Степане Осиповиче Макарове, подробно останавливаясь на каждом событии из его жизни, изображенном на пьедестале памятника флотоводцу талантливым скульптором Л.В. Шервудом, одна из наших постоянных экскурсанток вдруг сказала: «А я служила на «Ермаке»!» Это был просто шок! Одно дело, ты говоришь о давней, казалось бы, истории, и другое дело – очевидец событий жизни великого ледокола «Ермак»!! Конечно, мы попросили ее рассказать нам эту историю. Со слов нашей экскурсантки, мы записали ее рассказ, которым  делимся с вами, и что самое интересное, покажем фотографии тех лет! 

   Сначала немного истории о легендарном корабле. Еще в начале девяностых годов XIX века у знаменитого адмирала С.О. Макарова зародилась идея использовать ледокол для покорения северных морей, проведения круглогодичной навигации в полярных широтах и достижения Северного полюса. Можно представить себе, с какими трудностями ему пришлось столкнуться на пути ее реализации. Но Степан Осипович добился осуществления своего проекта. Под его неусыпным контролем на верфи в Ньюкасле (Англия) был заложен первый русский ледокол «Ермак». Изумляют сроки: договор на строительство ледокола был подписан в конце 1897 г., а уже в феврале 1899 г. над «Ермаком» был поднят коммерческий флаг (т.к. корабль не входил в состав военно-морского флота).

   1 марта 1899 года «Ермак» покинул Англию, для него началась долгая трудовая жизнь. Первое испытание ледокол прошел в Кронштадтском порту, где успешно освободил из ледяного плена корабли эскадры. Затем тоже самое проделал на рейдах портов Ревеля и Петербурга. Польза «Ермака» была очевидна  всем.

   Уже летом 1899 года «Ермак»  вышел в первое плавание к полярным льдам, дойдя до широты 81°28'.

   Надо сказать, что на долю «Ермака» выпала очень долгая и славная жизнь. Хотя ему и не удалось побывать на Северном полюсе, но правоту своего создателя С.О. Макарова он подтвердил с лихвой, долгие годы оставаясь флагманом российского и советского ледокольного флота.

   Ведь это «Ермак» в 1918 году спас Балтийский флот, обеспечив его знаменитый ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Это он водил с 1932 года караваны по Северному морскому пути. И в 1938 году «Ермак» снимал с раскалывающейся льдины четверку папанинцев. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в эвакуации военной базы с острова Ханко, под артобстрелами и авианалетами водил по Балтике боевые корабли и транспорт.

 

«Ермак» находился в строю 65 лет! Невероятное долголетие для ледокола. К сожалению, после списания в 1963 году, его пустили на слом. Очевидцы рассказывали, что ветераны Севморпути плакали, отправляя «дедушку» ледокольного флота в последний путь. А к Северному полюсу стали ходить его внуки – атомные ледоколы. Удивительно, но «Ермак» успел поработать и вместе с ними…

   Память о ледоколе осталась на барельефе адмиралу Макарову.

   Вот что писал Л.В. Шервуд о своей работе над памятником С.О.Макарову: «Три барельефа я расположил в складках и изломах камня: подвиг Макарова во время поджога турецкого деревянного фрегата, «Ермак» во льдах и «Гибель «Петропавловска»». Трудность заключалась в том, чтобы, не рубя камня, ввести и расположить по рельефу камня все барельефы».

   24 июля 1913 года состоялось торжественное освящение памятника. На это событие из Петергофа на яхте «Александрия» прибыл император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной и свитой.

Слава Богу, памятник не пострадал в течение всей истории нашей многострадальной Родины!

     Ну а теперь обещанный рассказ человека, проходившего службу на легендарном ледоколе «Ермак»!

   Муза Алексеевна Зверева (до замужества Красильникова) родилась в 1933 году и выросла в Ленинграде (до войны ее семья жила в Саперном переулке). С детства она мечтала стать врачом и в 1958 году окончила Ленинградский педиатрический институт. В этом же году стал врачом и ее муж Сергей Андреевич. Они получили распределение в город Мурманск. В Мурманске Сергей Андреевич был принят судовым врачом, а Муза Алексеевна – педиатром. Жилья не было, и было решено направить молодых на ледокол «Ермак», где их и поселили.

   Был ноябрь, навигация по Северному морскому пути была закончена, и все ледоколы стояли на приколе. Большая часть команды «Ермака» оставалась на борту. Муза Алексеевна вспоминает: «Мне запомнилось, как я стою на сопке и любуюсь незамерзающим Кольским заливом. И мое первое впечатление от знаменитого ледокола – огромная железная бочка с большими  заклепками на корпусе. Мы поднялись по трапу, зашли в дежурную рубку. Нас знакомят со старшим помощником капитана, и вахтенный матрос провожает нас в отведенную каюту в носовой части судна, третью по правому борту. Так мы влились в команду легендарного ледокола «Ермак»!»

   Каюта русского адмирала С.О.Макарова сохранялась на ледоколе как музей. Она находилась на верхней палубе. В ней Музе Алексеевне запомнилось множество книг, находящихся в стеллажах вдоль стен, большой письменный стол посередине и широкая адмиральская кровать.

   Интересно, что даже когда ледокол стоял на приколе, на нем неукоснительно соблюдался заведенный распорядок дня. И всегда чтились морские традиции. Так, утром всегда поднимался флаг. Затем старшие чины собирались в кают-компании за длинным  столом на завтрак. Рассаживались тоже по порядку, вспоминает Муза Алексеевна: во главе стола капитан, по правую руку от него – старший помощник, затем она, врач. По левую руку – старший механик. Стол всегда сервировался красивой посудой. Обслуживала всех буфетчица. Вообще, по традиции, присутствие женщин на корабле не допускалось, считалось плохой приметой. Но со временем от этой традиции стали понемногу отступать, так на «Ермаке» оказались врач, океанолог, буфетчица и уборщицы.

   Муза Алексеевна хорошо помнит, каким большим и хорошо оборудованным был медицинский отсек, где она работала. В дальнем плавании могло случиться всякое. Поэтому была и операционная, и перевязочная, и лазарет. К счастью, по словам Музы Алексеевны, моряки – народ крепкий, и ничего серьезного при ней не случалось. Только однажды среди курсантов, прибывших на ледокол на практику, была эпидемия гриппа. В отсутствии заболеваний, в обязанности судового врача входили обходы судна, наблюдения за состоянием здоровья экипажа, контроль санитарного состояния ледокола, приготовление пищи.

   Несколько месяцев «Ермак» стоял в доке, поражая всех своей мощью и величием. Муж Музы Алексеевны, Сергей Андреевич Зверев, на одной из фотографий, любезно нам предоставленных, стоит рядом с винтом ледокола. Видно, какой огромный этот винт!

   В июне ремонт ледокола был окончен, и «Ермак» приступил к своей главной работе – проводке судов по Северному морскому пути. Сергей Андреевич отплыл вместе с ним. Муза Алексеевна осталась на берегу, вскоре у нее родилась дочь. В родильный дом принесли радиограмму, где говорилось, что кают - компания поздравляет ее с этим счастливым событием.

   К сожалению, сокрушается Муза Алексеевна, легендарный «Ермак» не сочли нужным сохранить как музей, и в 1963 году он прекратил свое существование. На память остался только макет в Музее Арктики и Антарктики, да вот этот барельеф на памятнике легендарному адмиралу Макарову. В 1974 году в строй вошел новый дизельный ледокол, которому дали имя его предшественника – «Ермак».

   На прощание, Муза Алексеевна со слезами на глазах сказала,  что из памяти, конечно, стерлись детали событий тех лет, но навсегда осталось ощущение причастности к истории славного ледокола, теплоты отношений людей, работавших на нем, воспоминания о красоте и величии Арктики!

   Жаль, что из-за  чьих-то ошибок, нет у нас такого музея, как «Ермак»! И мы с нашими детьми и внуками не сможем подняться на его палубу, как на палубу ледокола «Красин» и крейсера «Аврора», к счастью сохранившиеся для потомков.

 

Сб

15

ноя

2014

Копорье

Вс

02

ноя

2014

Форты Кронштадта

Подробный рассказ о прошлом и настоящем фортов Кронштадта

 

Пн

10

мар

2014

Александрия. Дворец Коттедж в Петергофе.

Дворец Котттедж - центральное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия, построенное с использованием элементов неоготики в 1826—1829 годах для семейства императора Николая Павловича по проекту архитектора А. А. Менеласа.

Чт

31

окт

2013

Выборг. Легенды старой крепости.

Передача телеканала "Культура" из цикла "Плоды просвещения" о Выборгской крепости. 2007 г. Часть 1, 2

 *********************

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИИ:

 +7 (911) 920-12-29

               или

+7 (921) 944-74-46

 (работаем без выходных         с 9:00 до 21:00 часа)

 *********************

 Группа ВКонтакте:

https://vk.com

gor_progulki

 *********************

Адрес нашей почты:

city-walks@yandex.ru

*****************

РАССЫЛКА ПО ПОЧТЕ:

Если Вы хотите получать рассылку о наших экскурсиях на месяц с полным их описанием,  то нам понадобится от Вас действующий электронный почтовый ящик. Для этого пошлите письмо на нашу почту 

city-walks@yandex.ru  со словом «Рассылка».

Новости

Улица Моховая в Санкт-Петербурге является одной из центральных. Начинается она от улицы Чайковского, откуда и ведётся её нумерация. Заканчивается она у улицы Белинского. Общая протяженность улицы Моховой составляет 920 метров. Погулять по этой улице и насладиться архитектурой старинных особняков, которые на ней располагаются, можно, доехав на метро до станции «Чернышевская».

подробнее >>

15 января Городские прогулки были на уникальной экскурсии "Аплаксин - архитектор, творивший добро".

Удивительная личность этого человека потрясла нас! Чего только стоит его "Письмо к сыну", написанное им в тяжелые революционные годы! Читайте это послание здесь подробнее>>

Читайте в Блоге  о праздновании в нашем городе 125-летия со дня рождения поэта Серебряного века  

О.Э. Мандельштама

подробнее >>

Читайте в Блоге о встрече И.В. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви, которая состоялась, как известно, 4 сентября 1943 года.

подробнее >>

8 февраля 1837 г. 179 лет назад В Петербурге состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Интересные факты об А.С. Пушкине читайте здесь.

подробнее >>

10 февраля 1837 года остановилось сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

подробнее>>